>

   

 

 
" О результатах природоохранной работы в городе Никополе в 1997 году и задачи на 1998 год".
Никополь входит в число наиболее промышленно развитых городов Украины. В структуре промышлен-ности города преобладают водо -, ресурсо-, энергоемкие и экологически опасные производства. Качество окружающей среды города определяется загрязнением воздушного и водного бассейнов, городских земель; переработкой и утилизацией отходов, состоянием зеленых насаждений и некоторыми другими факторами.
Состояние воздушного бассейна города.
Отрицательное воздействие на окружающую среду оказывают 30 предприятий и организаций г. Нико-поля. На них имеется 1618 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, из них, оснащенных пылегазоочистными установками 597. В 1997 году предприятиями выброшено в атмосферу 30,8 тыс. тонн вредных веществ, в том числе ОАО "Никопольский завод ферросплавов" 29.4 тыс. тонн, что составляет 95% от общегородских выбросов, Пивденнотрубный завод 0.863 тыс. тонн - 3 %, ОАО "НЗТА" - 0,137 тыс. тонн - 0,4 %.
В 1997 году сохранялась тенденция снижения общего количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу города. Сокращение обьемов выбросов составило 0,3 тыс. тонн (3%) по сравнению с 1996 годом и 42 тыс. тонн / в 2,1 раза / по сравнению с 1989 годом.
На всех предприятиях города также уменьшились выбросы в атмосферу по сравнению с 1996 годом. На заводе ферросплавов снижение составило 560 тонн ( 2 % ), Пивденнотрубном заводе 100 тонн ( 10%), ОАО "Никра" 70 тонн (35 %).
Справедливости ради нужно отметить ,что это снижение выбросов более чем на 90 процентов получены за счет снижения объемов производства, простоев оборудования, уменьшения потребления топлива и только на 10 процентов вследствие выполнения природоохранных мероприятий, и рационального использования оборудования.
Снижение валовых выбросов вредных веществ повлекло за собой уменьшение концентраций за-грязняющих веществ в атмосфере города. Так в 1989 году 75 процентов проб воздуха, отобранных в городе, имели превышение ПДК по взвешенным веществам, 31 процент по окислам азота, 16 процентов по серни-стому ангидриду. Причем концентрация окислов азота в 2 раза превышала нормативы ПДК, сернистого ан-гидрида в 9 раз, фториды в 5 раз, оксида марганца в 6 раз. В 1997 году по данным ведомственных лаборато-рий количество проб с превышением ПДК составило по взвешенным веществам 1 процент (уменьшилось в 75 раз), по оксидам азота, по сернистому ангидриду менее 1 процента.
В 1997 году предусматривалось выполнение 13 основных воздухоохранных мероприятий по достиже-нию нормативов ПДВ. На Никопольском Пивденнотрубном заводе выполнены 6 мероприятий по оптимиза-ции работы существующих газоочистных установок. На ОАО "НЗФ" выведена на проектную мощность двухступенчатая установка для очситки газов в цехе № 2. Это позволило снизить выбросы в атмосферу мар-ганецсодержащей пыли на 14 т.
Не выполнено 5 мероприятий, снижение выбросов по которым составило бы 487 т, в том числе:
· ПТЗ - установка очистки газов от электродуговых печей труболитейного цеха, с эффектом сниже-ния выбросов 61 тонну,
· АОЗТ "Механик" - устройство дожигания окиси углерода на вагранках литейного цеха, с эффектом снижения выбросов 419 тонн,
· ЧП "Юг-мебель" установка рукавных фильтров в цехе № 1, с эффектом снижения выбросов 0,3 тонны.
Основной причиной не выполнения планов природоохранных мероприятий является недостаточность средств у предприятий города, и отсутствие механизма приоритетного расходования средств на природо-охранные цели.
Сегодня, на фоне спада промышленного производства возрастает влияние выбросов загрязняющих ве-ществ от автомобилей. Их количество постоянно увеличивается, и сейчас в Никополе эксплуатируется более 23 тысяч автомобилей. При их работе в атмосферу попадает за год более 10 тысяч тонн окиси углерода, оки-слов азота, углеводородов, сернистого ангидрида. Причем эти выбросы производятся непосредственно в районах жилой застройки ,в зону дыхания человека и оказывают вредное влияние на людей.
 
Водные ресурсы их состояние и использование.
Город Никополь расположен на правом берегу Каховского водохранилища, оторое является единствен-ным источником его водоснабжения. На качество воды водохранилища существенное значение оказывают вода р. Днепр, которая несет в себе сточные воды городов расположенных выше по течению, в т.ч. Днепро-дзержинска, Днепропетровска, Запорожья.
Основной источник загрязнения Каховского водохранилища - Никопольский Пивденнотрубный за-вод, который к тому же и является незаконным водопользователем, т.к. осуществляет забор свежей воды и сброс загрязненных сточных вод без разрешения на специальное водопользование.
Сброс недостаточно-очищенных и загрязненных стоков завод осуществляет по 7 выпускам. Общий объ-ем сброшенных заводом сточных вод в Каховское водохранилище за 1997 г. составил 36,9 млн. м куб., в том числе 8 млн. м. куб. это собственные промышленные стоки завода, а 28.9 млн. м. куб. сбросы с общегород-ских биологических очистных сооружений. Объем сбросов уменьшился по сравнению с 1996 г. уменьшился на 4,47 млн. м. куб. ( 11 %), за счет уменьшения обьемов производства на предприятиях города. Однако еще далеко не все резервы рационального водопользования использованы . Так в прошлом году общезаводской оборотный цикл ПТЗ не функционировал в течении 107 дней, а в это время для производственных нужд це-хов завода использовалась свежая вода Каховского водохранилища.
На 1997 г. планировалось строительство следующих водоохранных объектов:
· строительство III очереди биологических очистных сооружений велось крайне мед-
ленными темпами, за год освоено 0,5 % остатка сметной стоимости объекта.
· строительство оборотного цикла условно-чистых стоков цехов № 3,4,6 в основном
велось и за счет средств городского экологического фонда.
· не приступали к строительству общезаводской станции нейтрализации.
На окончание строительства напорного канализационного коллектора по ул. Херсонской с экологическо-го фонда города в 1997 году было выделено 280 тыс. гр. Ввод коллектора в эксплуатацию позволит значи-тельно повысить надежность работы канализационной системы города.
 
Образование, утилизация и захоронение отходов.
Уровень экологической безопасности Украины в значительной степени зависит от обьемов образова-ния, накопления, использования промышленных отходов. Всего в Украине накоплено 23-25 млрд. т. различ-ных твердых отходов. Модуль техногенной нагрузки на единицу площади составляет 41391 т/км. кв. Для сравнения ,в России - 4100 т/км. кв. Следовательно ,площадная техногенная нагрузка в Украине в 10 раз превышает таковую в России, что возводит Украину в сомнительный разряд одной из наиболее техногенно загрязненных и, следовательно, экологически напряженных стран.
Сравнение с передовыми странами мира в этом плане просто некорректно, так как в США, Герма-нии, Франции, Англии, Японии утилизация промышленных отходов составляет 65-80 % от их образования. Уровень техногенного загрязнения территории Украины, например, в 3,2 раза выше, чем в 12 странах ЕЭС вместе взятых.
На предприятиях Никополя ежегодно образуется 900 тыс. тонн отходов. Только ОАО "НЗФ" перера-батывает большую часть из образующихся промышленных отходов. На остальных предприятиях отходы складируются в отвалы и шламохранилища или вывозятся на свалку. Сегодня в отвалах и шламонакопителях содержится около 9 млн. тонн отходов. Площадь земель, занятых под их размещение, составляет 83 га. Боль-шинство мест складирования отходов перегружено, и в связи с этим эксплуатация их осуществляется с на-рушениями действующих норм и правил. Решениями 3 и 6 сессий горсовета 21 созыва (1990-91 годы) преду-сматривалось создание в городе полигона для утилизации и захоронения токсичных промышленных отходов. Однако из-за не выполнения до настоящего времени этих решений не решены проблемы утилизации особо токсичных отходов, таких как илов БОС ПТЗ; шламов пруда-шламонакопителя ПТЗ, отходов гальваническо-го производства ОАО "Никра", ПТЗ; отходов химчистки ОАО "НЗФ", локомотивного депо, ООО "Кри-сталл", ПТЗ; шламов моек автотранспорта ; отходов травильного производства ПТЗ, гальванического про-изводства ПТЗ, ОАО "Никра", АОЗТ "Механик" и др. Особую опасность представляют неорганизованные свалки на территориях предприятий, которые ведут к загрязнению земель, грунтовых вод токсичными веще-ствами. Это в большей мере характерно для ПТЗ, заводов "Механик" и трубопроводной арматуры, АТП-11207, ОАО "Никопольстрой". Часть отходов незаконно сжигается, сбрасывается на стихийные свалки, как в городе, так и за его пределами, а также в систему горканализации, усугубляя проблему утилизации осадков биологических очистных сооружений ПТЗ.
В связи с созданием новых производств и изменением технологии и переходом на новые виды продук-ции существующих производств, состав и количество отходов постоянно меняется. В отходы попадает большая часть потенциального вторичного сырья. Это подтверждает и тот факт, что из 28 предприятий, осуществляющих платежи за размещение промышленных и бытовых отходов разрешения и лимиты разме-щение отходов в окружающей среде на 1997 год получили только 11 предприятий. В числе предприятий не получивших лимитов на 1997 г. : ЖБК-27, локомотивное депо, ОАО "Агропромтехника", мясокомбинат, мо-локозавод, автопредприятия, ПТЗ для промышленных отходов.
Если большинством промышленных предприятиях заключены договора о сдаче на переработку отрабо-танных ртутесодержаших ламп, то в учреждениях гороно. горздравотдела, торговли, сферы обслуживания ,где по подсчетам инспекции эксплуатируется порядка 18000 ртутных ламп, и ежегодно перегорает около 7000 ламп, эта проблема не решена и большинство вышедших из строя ламп попадает на свалку. Если учесть ,что в среднем ,каждая люминесцентная лампа содержит 65 мг ртути, то, можно посчитать, то еже-годно на свалку попадает более полукилиграмма ртути. Для решения этого вопроса уже дважды принима-лись решения исполкома . Однако до настоящего времени ни одно из них не выполнено.
Городской полигон твердых бытовых отходов заполнен на 99% ,что свидетельствует о необходимости завершения эксплуатации полигона в 1998 года.
Основными причинами сложившейся ситуации являются:
· отсутствие системы контроля за образованием, размещением и утилизацией отходов.
· тяжелое экономическое положение на промышленных предприятиях и в учреждениях города.
· отсутствие действенных экономических и законодательных рычагов для создания малоотходных техно-логий, максимально возможной утилизации образующихся и организованного захоронения не утилизи-руемых отходов,
· слабое развитие индустриальных методов переработки,
· слабо развитая система сбора и заготовки вторичного сырья.
Ограниченная вместимость существующих полигонов, сложность в размещении новых полигонов, удорожание сырья, требуют на ином качественном уровне подходить к решению проблемы очистки города от отходов.
Для решения указанной проблемы основной целью следует признать сокращение количества отходов, поступающих в систему обезвреживания, для чего должен быть обеспечен высокий уровень утилизации по-ступающего из производства и потребления материала в качестве вторичного сырья и топлива.
В связи с этим , еще в 1996 г. решением исполкома был утвержден план мероприятий по обеспечению утилизации отходов :
1. Разработка проекта и строительство полигона ТБО.
2. Строительство полигона для утилизации шламов пруда-шламонакопителя ПТЗ.
3. Проектирование мусороперерабатывающего завода, обеспечивающего глубокую переработку отходов.
Однако к непосредственному выполнению данных мероприятий так и не приступили, из-за отсутствия средств.
 
Экономика природопользования.
С 1992 года на Украине действует экономический механизм природопользования. Принцип его дейст-вия предельно прост : загрязняешь окружающую среду - плати. Введение системы платежей за загрязнение окружающей среды показало, что это достаточно мощный и эффективный рычаг воздействия на природо-пользователя, несмотря на недостатки, которыми на наш взгляд явились:
1. Необоснованно низкий уровень платежей ;
Даже пятикратные, сверхлимитные платежи в 100-200 раз меньше, чем затраты на выполнение природо-охранного мероприятия. Так ПТЗ уже 5 года подряд выплачивает в пятикратном размере платежи за разме-щение отходов, но не стремиться решить вопросы утилизации этих отходов.
2. Нет механизма взимания платежей в безакцептном порядке,
3. Платежи за загрязнение окружающей среды не являются приоритетными, вследствие чего платежные поручения годами находятся на картотеках предприятий,
4. Недостаточность и не совершенность государственной статической отчетности ( отсутствует госстатот-четность по сбросу загрязняющих веществ через ливневую канализацию, по отходам, по учету топлива ).
5. Неотработаность системы контроля за аварийными загрязнениями и взимания платежей за них.
Тем не менее, введение системы платежей за загрязнение окружающей среды позволило природополь-зователям впервые оценить в реальных деньгах собственный вклад в загрязнение природы, рассчитать ре-альную отдачу от применения природоохранных мероприятий. Установление цены за каждую тонну отдель-ного загрязняющего ингредиента позволило яснее представить ущерб, наносимый именно этим веществом, и принять меры к сокращению его в сбросах и выбросах.
Введение платежей позволило сформировать городской внебюджетный экологический фонд .В 1997 году платежи предприятий города за загрязнение окружающей среды составили 1.53 млн. гривен, в том числе 576 тыс. гривен платежи за сверхлимитное загрязнение окружающей среды. Лимитные платежи предприятий города на 1998 г. составляют 1,44 млн. грн.
Целевое использование поступивших средств на строительство природохранных обьектов позволило ввести в эксплуатацию пылегазоочистную установку на заводе ферросплавов, продолжить строительство оборотного цикла водоснабжения на Пивденнотрубном заводе, канализационного коллектора горводоканала.
Конечно, результаты могли быть и лучше, если бы значительная часть экологических средств не осталась на картотеках предприятий загрязнителей.
 
Государственный контроль за
соблюдением природоохранного законодательства.
За 4,5 месяца 1998 года Никопольской РГИ экологической безопасности проведено 116 проверок со-блюдения природоохранного законодательства на предприятиях и организациях. Особое внимание было уделено наибольшим загрязнителям ОАО "НЗФ", ЮТЗ, НПНК, ОАО "Никра", ОАО "НЗТА", в части выпол-нения ими природоохранных мероприятий и соблюдения нормативов выбросов и сбросов.
За нарушение требований природоохранного законодательства и невыполнение предписаний НРГИ ЭБ наложены штрафы на 34 человека на 2914 грн. в том числе 13 штрафов на руководителей предприятий и организаций .
В 1998 году предъявлено 7 исков на сумму 399 тыс. гривен за сверхнормативные выбросы загряз-няющих веществ в атмосферу и загрязнение Каховского водохранилища.
В 1997 г. инспекцией вынесено 18 постановлений о прекращении производственной деятельности объектов ,ввод в эксплуатацию или эксплуатация которых производилась со значительными нарушениями природоохранного законодательства. Прекращена производственная деятельность модельного участка ОАО "НЗТА", вытяжной системы литейного цеха ОАО "НЗТА", индукционной печи в труболитейном цехе ПТЗ.
Опломбированы аварийные сбросы промывных стоков котельной ОАО "НЗФ" и канализационной насосной станции ОАО "Никопольский мясокомбинат".
В настоящее время проводится всеукраинская операции "Чистый воздух" . НРГИ ЭБ проверено на содержание токсичных веществ в отработавших газах 189 автомобилей. Эксплуатация 21 автомобилей была запрещена.
7 материалов по нарушениям природоохранного законодательства, которые могли повлечь за собой серьезные последствия,переданы для рассмотрения и принятия мер в Никопольскую межрайонную природоохранную прокуратуру.
На государственную экологическую экспертизу в НРГИ ЭБ поступило 4 проектных материалов на строительство обьектов производственного назначения. Из-за несоблюдения требований экологической безопасности 3 проектных материалов были отклонены от согласования, а их реализация запрещена.
 
Начальник Никопольской региональной государственной инспекции экологической безопасности Н.Х. Гросман

Зав. отделом экологии Никопольского горисполкома
Е. П. Александрова